Цирковые музеи

blog-image

Цирковые музеи

Цирк и музей – что может объединять их между собой? Безусловно, удивление и восторг посетителей, но откроем секрет – и у тех, и у других есть один общий предшественник.

Мы уже поговорили про историю и развитие цирка, а сегодня давайте окунемся в мир музейных экспонатов, но не простых, а тех, что составляют коллекции цирковых музеев мира. Что же может быть представлено в музее цирка, какие экспонаты, как и почему вообще возникли эти музеи и что за загадочный предшественник, объединяющий яркие и веселые цирковые представления со строгостью и формальностью музейных залов?

Как и для любого музея, для цирковых характерно то, что коллекционер отбирает предметы, которые удивляют и поражают, вызывают отклик в его собственной душе. Среди той обстановки и жизненного уклада, который он видит вокруг себя, собиратель коллекции  ищет и находит – специально или случайно - те редкости, которые  произвели на него впечатление. И примечательно, что коллекции цирковых музеев фактически удивляют  нас дважды: сначала непосредственно во время  представления, а после – уже в качестве музейных экспонатов.

Возникновение цирковых музеев, как и самого цирка, разумеется, было неотрывно связано с жизненным укладом людей и реалиями того времени. Менялись форматы цирковых выступлений, представления людей об окружающем мире – менялось и отношение к тому удивительному, что могло бы достойно пополнить коллекцию того или иного собрания.

Были ли вы когда-нибудь в кунсткамере?  Если да, то наверняка испытали целый спектр эмоций - от ужаса и брезгливости до удивления и даже, вероятно, восторга. А между тем, можно считать, что вы побывали в том самом  «заведении», которое и послужило родоначальником современного циркового музея.

Именно кунсткамеры стали прообразом  некоего музея – собрания диковинок. В 16-17 веках  цирковые представления носили характер потешных уличных выступлений и кунсткамеры получили широкое распространение в странах Европы: монархи и богатые вельможи считали особым шиком иметь такое вот собрание различных диковинок и редкостей. Среди которых довольно часто можно было увидеть людей с различными физическими отклонениями и демонстрация таких вот «необычных» людей, иногда с пугающими недостатками, было очень популярно в то время. . В 1817 году в Петербурге по приказу Петра I, посетившего  в Голландии музей Альберта Себа и решившего выкупить его собрание диковинок,  началось строительство известной и сегодня Кунсткамеры.

 Собрания диковинок ("уродцев" и "монстров" - существ, чем-то отличающихся от нормы) положили начало даже некоторым  американским циркам и цирковым коллекциям. Особо выделялись "цирковые монстры»: бородатая женщина, мальчик-волк, карлик, альбинос и другие. Мастером подобных шоу-аномалий стал известный в цирковых кругах  Ф. Т. Барнум, который ввел таких «монстров» в свой Американский музей и сделал частью своего «Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome», объединившим  цирк, зверинец  и шоу уродцев, в 1872 году получившим название «Величайшим шоу на Земле».

  В России, особенно в XVIII веке, зрители также часто созерцали умалишенных, калек и уродцев, которые показывались в Кунсткамере, паноптикумах и балаганах.

 В  конце XVIII - начала XIX века началось активное увлечение  естествознанием, интерес к  механическим автоматам (например, Ж. Вокансона и В. фон Кемпелена) и иллюзионным аппаратам (например, Р. Гудена).

В XIX веке больший интерес для публики стала представлять  история культуры, археология, проводятся этнографические выставки. Тут можно вспомнить  К. Гагенбека (Германия), превратившего свою этнографическую выставку в передвижной цирк.

Для начала XX века характерно увлечение спортом, например французской борьбой, чемпионаты которой проводились, в том числе на манежах цирков, где она подавалась не как спорт, а как зрелище с заранее расписанными ролями.

 Все эти явления и процессы, происходившие в зрелищной культуре, нашли своё отражение в коллекциях цирковых музеев, история которых ведёт своё начало с XX века, а именно с 1928 года.

В 1928 году в здании цирка на Фонтанке (СПб) открыл свои двери первый в мире Музей циркового искусства. Его основателем был Василий Яковлевич Андреев, который очень любил цирк и собирал все, что имело к нему отношение.

 В конце XX - начале XXI века случился так называемый « музейный бум», когда возник большой интерес к необычным музеям, нетрадиционной подаче материала. Преобладание визуально-зрелищного пласта в современной культуре,  а также обращение  к цирку в контексте культурологии, изучение  его как феномена, всё это привело к стремительному возникновению и развитию цирковых музеев по всему миру. Сегодня их насчитывается более 80.

Наибольшее количество цирковых музеев находится в США, где их развитие имеет государственную помощь, а также поддержку в виде огромной любви американцев к ярким цирковым зрелищам.

 Музеи  циркового искусства в России, США и странах Европы  отличает то, что они либо находятся непосредственно при цирке, либо сами его организуют в виде коротких представлений, детских спектаклей, иллюзионных шоу. Они сочетают в себе элементы мемориальных, краеведческих, исторических, художественных музеев, кунсткамер при неизменном стремлении максимально воссоздать атмосферу цирка в своей  экспозиции.

 А вот и пятерка самых крупных музеев всемирного циркового искусства:

 1.      Как уже отмечалось, первым в мире и пока единственным такого масштаба в России стал Музей циркового искусства при ФГУК «Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк» на Фонтанке. Основанный в 1928 году усилиями В. Я. Андреева, Е. П. Гершуни и Е. М. Кузнецова, он стал активно пополняться дарами артистов и коллекционеров. Более 100 тысяч экспонатов, среди которых не только уникальные фотографии и костюмы, но и  книги, реквизит, графика и скульптура. Музей часто устраивает тематические выставки для знакомства посетителей с тем или иным направлением циркового искусства. 

2.      В Германии Первый цирковой музей (Das Erste Circus-Museum in Deutschland) открылся в 1974 году в городе Прец, Шлезвиг-Гольштейн, но в 2010 году этот музей переехал в Магдебург. 

3.      Вторым известным немецким музеем цирка  является Международный Артистический музей(Internationales  Artistenmuseum) Основатель музея Р. Вайзе первоначально располагал свою коллекцию в квартире, но в 1997 году Берлинский магистрат предоставил ему еще одну квартиру в том же доме, специально для коллекции.

4.      Во Франции первый Музей Цирка появился в 1994 году в Ватане (Musee du Cirque a Vatan) благодаря мэру города, объединившего усилия канатоходца, обладателя обширного собрания афиш и документов по истории цирка М. Коду и Ж. –К. Люсе, в то время Президента Национального Клуба цирка. Свою известность музей приобрел благодаря коллекции доктора Алана Фрера - уникального и самого крупного циркового коллекционера.

5.      Одним из самых известных цирковых музеев США является Всемирный цирковой музей в городе Барабу (Circus World Museum), штат Висконсин, организующий ежегодный цирковой парад с использованием музейных цирковых повозок. Он был организован в 1954 году по инициативе Дж. Келли, разместившего музей на месте зимней стоянки цирка братьев Ринглингов. В создании музея активно участвовали коллекционеры Ч. Фокс. А также Р. Паркинсон, присоединивший к музею библиотеку и архив. Сегодня музей носит его имя, обладает развитой инфраструктурой и предлагает желающим семейный отдых на весь день.

В общем, если у вас выдастся случай – непременно загляните в один из музеев. И «проживите» историю циркового искусства в окружении поистине удивительных экспонатов.