ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ

blog-image

ЦИРКОВЫЕ ДИНАСТИИ

Сегодня начнем с вопроса и загадки. Кто родился в опилках?

 

Отгадали? Не будем испытывать ваше терпение - вот ответ: “цирковые дети”. Да, так говорят про цирковых артистов, которые практически с самого рождения находятся на манеже.

 

Конечно, артистами не рождаются - ими становятся. Путем многочасовых тренировок, преодоления себя, воспитания характера и следования за мечтой. Которая ведет за собой каждого, кто грезит оказаться в свете софитов перед зрителями. Чем раньше артист начинает тренировки и совершенствует навыки, тем более сложные вершины он сможет покорить.

Жизнь артиста цирка тесно связана с манежем, репетициями, гастролями. Все жизненные перипетии, не только профессионального, но и личного характера, происходят неотрывно от профессии и любимого дела.

 

Поэтому существование знаменитых на весь мир династий цирковых артистов - привычное явление. И именно цирковые династии - самые “прочные”, “долговременные” и многочисленные. За исключением разве, что царских:) Это вполне объяснимо - для каждого артиста цирка важна не только профессиональная подготовка - а она довольно сложна и многогранна - но и внутреннее ощущение причастности к этому необычному миру искусства, которым он проникается с самых ранних лет. Жизнь на манеже полна определенных сложностей, требует самозабвенной отдачи и искренней любви к своему делу. Только так артист может стать настоящей звездой на манеже и влюблять зрителей в себя и свое дело на протяжении долгих лет.

 

И сегодня мы хотим вам рассказать о самых известных российских династиях цирковых артистов. О тех, чьи имена - точнее, фамилии - на протяжении многих лет передавались от родителей к детям и славили тот или иной жанр удивительного циркового искусства. Конечно, имен на протяжение всей истории цирка было гораздо больше, но мы расскажем о самых старинных, самых “громких”, самых популярных и любимых.

 

Немного “азбуки”. Что же такое династия вообще? Происхождение слова восходит корнями к греческому слову dynasteia – “господство” и обозначает буквально следующее: ряд, перечень поколений, передающих профессиональное мастерство, умение и традиции из рода в род.

 

Согласитесь, даже тем, кто далек от профессионального мира цирка, знакомы и известны такие фамилии, как Дуров, братья Запашные, Кио. А ведь это и есть самые что ни на есть известные династии величайших артистов цирка.

 

И начнем мы, пожалуй, с Дуровых. Основателем этой династии стал Владимир Леонидович Дуров. Происхождение рода старинное, впервые фамилия этого дворянского рода упоминается еще в 16 веке. Надежда Дурова была известной наездницей, и именно ее портрет послужил прообразом Шурочки из фильма “Гусарская баллада”. История не выдуманная - однажды Надежда действительно сбежала из дома, переодевшись в мужское платье и поступила на службу в кавалерию. У Владимира был брат Анатолий и оба они с детства мечтали о цирке. Воспитывались братья своим крестным. Сначала их отдали учиться в Первую Московскую гимназию, но мальчишки пропадали на уличных выступлениях, убегали с занятий. И в наказание были отправлены к бабушке. Откуда сбежали в Тверь - в бродячий цирк Ринальдо, где и начали осваивать премудрости циркового искусства.

Воплощение своей мечты каждый из них видел по разному: Анатолию была близка клоунада, акробатика и гимнастика, тогда как Владимира влекла дрессура. И они последовали за мечтой: Анатолий пошел работать в балаган Вайнштока в 1880 году, а Владимир - в зверинец Винклера. Анатолий был первым клоуном, который начал выступать без грима, стал разговаривать на сцене и выступать без псевдонима. И если для Анатолия животные были лишь деталью выступлений, способом воплотить на манеже какую-то аллегорию, то Владимир изучал дрессуру куда как более глубоко и подробно: он регулярно слушал лекции в Московском университете, изучал повадки зверей, постоянно пополнял свой зверинец новыми животными. Впоследствии отношения между братьями испортились и развитие династии пошло по двум паралелльным веткам.

В 1910 году Владимир Дуров купил усадьбу в Москве и основал в ней зоологический музей и лабораторию, в которой занимался научными исследованиями. Частыми гостями его усадьбы были известные исследователи и ученые: Бехтерев, Чижевский и другие. А в 1912 году здесь появился театр “Крошка”, из которого потом вырос и существует до сих пор известный в Москве “Уголок Дурова”. Где и сегодня зрители всех возрастов с удовольствием любуются на пернатых, лохматых и прочих четвероногих артистов.

Владимир Дуров стал первым заслуженным цирковым артистом России и именно он стал тем дрессировщиком, кто отказался от жестоких методов дрессуры. В его “Уголке” артисты воспитывались любовью и добротой. Династию Дуровых продолжили дети и внуки. После смерти Владимира руководство его детищем взяла на себя его жена - Анна, а потом и дочь - тоже Анна. Внучка Анатолия Дурова - Тереза - стала первой в истории цирка женщиной, выступающей со слонами. Потом руководство Уголком перешло к правнучке Владимира - Наталье, а с 2007 года руководителем стал правнук Владимира Дурова - народный артист Юрий Дуров. Лев Дуров - известный артист театра и кино - тоже является представителем прославленной династии Дуровых.

Впечатляющие детали про само здание Уголка Дурова: оно практически не изменилось с момента постройки в 1894 году, а парадную лестницу и сегодня украшают фигуры животных, вылепленные руками самого Владимира Дурова.

 

Что общего у клоуна Мильтона и известных дрессировщиков братьев Запашных?  А то, что они родственники и представители еще одной известной цирковой династии.

В 19 веке клоун Карл Томсон, выступавший под псевдонимом Мильтон, был на гастролях в России. Здесь он встретил свою жену, у них родилась дочь Лидия, тоже ставшая цирковой артисткой - наездницей и гимнасткой. А фамилия Запашных досталась этой династии от мужа Лидии, Михаила.

Интересно, что Михаил не был “цирковым ребенком”, он пришел в цирк практически с улицы. Какой зигзаг в профессиональном пути - из грузчиков в порту в известные цирковые артисты. Природные ли данные или тяжелая физическая работа подарили Михаилу невероятную силу, факт остается фактом: его мощь заметил Иван Поддубный, известный борец тех лет. Он пригласил Михаила поучаствовать в боях по французской борьбе, популярному развлечению того времени. Но постепенно интерес зрителей к борьбе стал утихать и, став мужем Лидии, Михаил начал предпринимать попытки освоить силовую акробатику и другие жанры. У него получилось. Михаил с партнером стали демонстрировать публике яркий и опасный номер “Акробаты-снайперы” - выступление, где они стреляли из винтовки. Номер вызвал небывалый ажиотаж, любители пощекотать нервы спешили посмотреть на это действо - ведь от точности исполнения элементов номера зависела и безопасность зрителей. Также Михаил выступал в оригинальном номере “Шар смелых”, где ездил на мотоцикле внутри большого шара. В этом же номере впервые вышли на манеж его дети.

Парадоксальная вещь: попав в цирк в довольно зрелом возрасте, Михаил не видел себя в другом амплуа и профессии. А для всех своих детей - их у него было 5 - он хотел совсем другого будущего и не представлял их цирковыми артистами. Он даже не брал детей с собой на репетиции и гастроли. Но судьба распорядилась иначе.

В период Великой Отечественной войны дети Михаила со своей бабушкой жили в гримерке цирка, так как дом их был уничтожен пожаром. Отец был на фронте, мать не успела вернуться с гастролей. Но когда детей вывозили из блокадного Ленинграда, в дороге они встретились со своей матерью Лидией и все вместе оказались в Саратове. Именно на манеже Саратовского цирка появилась группа “братья Запашные”, которая не дала кануть в Лету этой цирковой династии. Три сына Михаила - Игорь, Вальтер и Мстислав - ставили разные номера и пробовали себя в разных жанрах. Главным направлением их деятельности был поиск новых номеров, элементов, таких, которые никто до сих пор не демонстрировал зрителям. В 1954 году они демонстрируют зрителям потрясающий номер - “Акробаты-вольтижеры”. Четверо братьев смогли показать такой класс выступления, которому аплодируют до сих пор.

Со временем пути братьев расходятся, Мстислав и Вальтер начинают выступать индивидуально. Но примечательно - именно дрессуру оба брата считают вершиной циркового мастерства и искусства. И оба достигают в ней поистине недостижимых высот и успехов.

Вальтер работал в основном с тиграми, позже в его представлениях стали участвовать рыси и пантеры. Хотя, говорят, мечтал работать с морскими животными - дельфинами и косатками. Он разработал несколько учебников по дрессуре, а, уйдя на пенсию, передал дело двум своим сыновьям - Аскольду и Эдгару. И они успешно продолжили дело отца: как и положено представителям династии, принимали участие в постановках различного жанра, выходя на манеж с самого раннего возраста.

У Вальтера была и дочь - Марица, которая тоже стала цирковой артисткой и дрессировщицей пантер.

Мстислав, не оставляя работу на манеже, занимался еще и режиссурой цирковых представлений. Он создал единственный в мире номер “Слоны и хищники”, где звери, которые в природе являются врагами, на арене цирка ведут себя как мирные друзья. Мстислав Запашный завоевал международное признание и любовь по всему миру: среди его наград значится “Золотая Богиня” за дрессуру (Япония), серебряный кубок “Лучший дрессировщик” (Генуя), он был лауреатом многочисленных конкурсов в Париже, Лондоне, Варшаве. В 1980 году Мстиславу было присвоено звание Народного Артиста Российской Федерации, в 1990 - Народного Артиста СССР, а в 1994 году он был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством”. До 2003 года Мстислав Запашный был директором цирка в Сочи, а потом руководство сочинским цирком перешло к его сыну - тоже Мстиславу.

Номер “Тигры на зеркальных шарах”, который срежиссировал Мстислав-старший, а исполнил Мстислав-младший, заслужил одну из высших наград - премию “Цирк-2002” и Гран-при международной национальной премии “Цирк”.

Династия Запашных довольно многочисленна и успешно выступает и сегодня - у каждого из представителей династии много братьев и сестер, и почти все они артисты цирка. Но выступают чаще всего по отдельности.

 

Ну и еще одна династия, о которой с нетерпением хочется рассказать - это Филатовы. Почему о ней? Да потому что это самая старая цирковая династия - еще в 1836 году губернатор Нижегородской области подписал разрешение на выступление поводырю медведя Филату и его жене, дрессирующей обезьян. Имя со временем трансформировалось в фамилию, а уличные выступления на площади у рынка - в известный во всем мире “Медвежий цирк”.

Иван Филатов считается основателем этой династии и прародителем системы зооцирков (цирков, программы которых основаны на номерах с участием животных) в Советском союзе. В 1920 году семья Ивана и его жены Таисии, тоже цирковой артистки, селится в Екатеринбурге (бывшем Свердловске), здесь же рождается их последний сын, которому суждено стать заметной фигурой в истории российского цирка.  

У Филатовых было аж 13 детей, но только двое из них продолжили начинание отца: дочь Мария и сын Валентин. Последний был как раз тем самым “ребенком в опилках”, с рождения Валентин был окружен атмосферой цирковой жизни. С младенчества он уже “играл в цирк”: пытался жонглировать, делать стойки и учился держать баланс. Уже в 6 лет сын Ивана Филатова стал выступать на манеже как полноправный артист.

Именно Валентин в 1949 году вместе с режиссерами Венециановым и Немчинским создал тот самый всемирно известный “Медвежий цирк” - театрализованное представление, в котором животные катались на велосипедах, жонглировали и играли на музыкальных инструментах. Есть история, что когда цирк был на гастролях в Германии, немцы были так впечатлены умением медведицы водить машину, что...выдали ей настоящие права на право вождения автомобильного средства. Случилось это так: во время представления медведица за рулем мотоцикла выехала за пределы цирка и оказалась на обычной дороге в потоке городского транспорта. Она успела проехать три перекрестка, прежде чем ее догнал и остановил Филатов. Немцы были в таком восторге, что вечером полицейские вручили медведице права. Кто тут у нас против женщин за рулем?

Дело своего отца Валентина продолжили его дочери - Людмила и Татьяна. Людмила вместе с мужем Валерием (который, кстати, выступал под фамилией жены) создали в 1975 году программу “Цирк зверей”, включающая в себя несколько номеров. В том числе номер “Индийский слон” под руководством Татьяны Филатовой и номер “Акробатический этюд с шимпанзе” под руководством мужа Татьяны - Александра Горина. А в 1979 году в программу включается еще один номер - “Иллюзия с дрессированными животными”, руководила которым уже внучка Валентина Филатова - Юлия.

Позднее программа была разделена на два коллектива - под руководством Татьяны и Александра, и Людмилы и ее мужа Валерия. В 2001 году Юлия создает новый коллектив “Цирк зверей” имени Валентина Филатова. Его именем также назван цирк в Екатеринбурге.

 

Много, еще много представителей прославленных династий продолжают работать на манеже и гордо нести фамилию предков и сегодня. Великие иллюзионисты, дрессировщики лошадей, укротители тигров и джигиты…

Но об этом - в следующий раз.

А пока признавайтесь - были в Уголке дедушки Дурова?