ЖАНРЫ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

blog-image

ЖАНРЫ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Думаете, цирк - это тигры, жонглеры, канатоходцы и клоуны? А знаете ли вы, что только поджанров акробатики в цирке насчитывается не менее 30 штук? А сколько всего жанров существует в цирке?

Сегодня мы расскажем вам о цирке все. И хотя наше сердце давно и безоговорочно принадлежит воздушным направлениям циркового искусства, другие жанры заслуживают не меньшего уважения и вызывают не меньший интерес. Вы уже готовы окунуться в магию цирка? Тогда мы начинаем!

Возникновение и развитие циркового искусства неразрывно связаны с бытом и укладом жизни людей, существующими традициями и ритуалами. Именно определенные характерные признаки эпохи давали толчок развитию того или иного направления или, наоборот, способствовали его забвению. С древних времен успешная охота или поход сопровождались пышными празднествами и представлениями, и становились основой для сюжетов различных зрелищ. В Древнем Риме и Древней Греции центром представления были гонки на колесницах и кровавые битвы гладиаторов или зверей. Средневековье ознаменовано пышными театральными представлениями и мистификациями, 18-19 век характеризуется любопытством к естественным наукам и развитию техники, а начало 20 века - вновь вспыхнувшим интересом к красоте физического тела и спорту. Все это неизменно находило отражение в развитии и совершенствовании цирковых номеров и программ.

    Существование "официально" разрешенных и пользующихся благосклонностью власти и богатых людей представлений в стационарных цирках всегда шло бок о бок с развитием и популярностью искусства бродячих артистов: скоморохов, жонглеров, уличных акробатов. И отчасти именно это стало причиной того, что цирк был и остается наиболее понятным и близким видом искусства для самых разных групп и слоев, для людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных странах. Ведь цирк всегда и везде - это демонстрация физический силы и красоты, единства духа и тела, возможность прикоснуться к тому, что кажется нереальным.

 Несмотря на некую общую направленность, существовали отличия, связанные с особенностями быта людей, культуры и развитием данного региона. В разное время и в разных странах возникали и начинали развиваться то одни, то другие направления и жанры циркового искусства. Так, например, в Китае цирк более приближен к своеобразным театральным представлениям, Индия подарила цирку номера со змеями, а Африка - прыжковую акробатику, уходящую корнями в религиозные обычаи и культуру.

Что сегодня подразумевается под "цирковым жанром"? Это комплекс номеров, объединенных некими характерными действиями. Сущность каждого жанра отражается в номерах цирковых артистов при помощи специфичного для каждого жанра реквизита, стилистического оформления и манеры выполнения трюков. В переводе с французского "жанр" - это "вид", "род". И это слово как нельзя лучше отражает смысл: ведь отчасти именно разнообразием жанров и привлекает цирк. Ни одно другое искусство не может похвастаться подобным многообразием.

Но трюки любого жанра требуют от артиста невероятного владения своим телом, высочайшей степени мастерства, четкой и холодной головы и любви к своему делу. "Цирк - искусство величайшей точности" - говорил кинорежиссер А. Медведкин и это действительно так.

Отличительной особенностью современных цирков является частичное смешение жанров, начавшееся в прошлом столетии. Клоунада идет в паре с дрессурой, эквилибристика с жонглированием, а акробатика с пантомимой.

Кажется, мы наконец-то заговорили о жанрах циркового искусства и уже даже назвали некоторые из них. Тогда, не отвлекаясь более, продолжим наше увлекательное путешествие в мир циркового искусства.

И начнем, пожалуй, с акробатики. Вообще говоря, акробатика появилась очень давно. Именно в ритуальных танцах и действах, направленных на призывание удачной охоты, и появились зачатки современной акробатики. Как физическая нагрузка и вид спорта, воспитывающий особую стойкость духа и прекрасную физическую форму, акробатика возникла в глубокой древности: выступления акробатов были и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, и в Греции. Акробатические элементы присутствовали и в играх с быками на Крите, и в Северной Нигерии, в выступлениях странствующих артистов, а в эпоху Возрождения в Италии особой популярностью пользовались конкурсы "живых архитектур" - построение своеобразных пирамид из артистов. Истории известны случаи построения подобной пирамиды высотой около 9 метров! Со временем развитие акробатики пошло в двух направлениях: как отдельного вида спорта и уникального циркового жанра.

Название произошло от греческого "acrobatеs" - "подымающийся вверх", “тот, кто ходит на цыпочках”. Отличительной особенностью этого жанра являются номера, основанные на высокой физической выносливости, развитой мускулатуре и первоклассным владением своим телом. В зависимости от типа трюков, подразделяется на динамическую (различные перевороты, сальто, перевороты) и статическую (построение колонн, стойки). И это королева "поджанров": у акробатики их насчитывается аж 32 штуки! Существует партерная, воздушная, прыжковая, конная, силовая акробатика, икарийские игры... Несмотря на это, основными в акробатике являются два элемента: сальто и стойка на руках. Именно на их основе строится большинство трюков. Выступления акробатов всегда очень эффектны и зрелищны, и требуют от артистов высокой степени выносливости и отличной физической подготовки.

Гимнастика - еще один жанр циркового искусства, получивший широкое распространение не только среди профессиональных артистов, но и среди любителей. Название вновь произошло вновь от греческого: "gimnastike" - "упражняю, тренирую" и от "gymnas" - "обнажённый", ведь спортсмены занимались обнаженными.

Как и многие жанры, гимнастика начала развиваться в Древней Греции, где существовали специальные школы - гимнасии, в которых с ранних лет обучались будущие спортсмены и артисты. Тренировки проходили на канатах, закрепленных вертикально одним концом или с обеих сторон. Будущие гимнасты вращались на них, висели вниз головой и при этом стреляли из лука. Также в Древней Греции пользовались успехом гимнасты, работающие с пентарионом - своего рода гимнастическим снарядом, представляющим собой большое колесо, вращаемое за рукоятку. Артист размещался внутри колеса, и после раскручивания выпрыгивал из него, делая в воздухе одинарный или двойной кувырок.

Гимнастика разделяется на партерную - где упражнения выполняются на снарядах, закрепленных на манеже, и воздушную - где артисты показывают свое мастерство под куполом цирка при помощи различного реквизита. Гимнасты демонстрируют красоту тела и его физической формы, используя различные художественные образы и стилистическое оформление. В гимнастике тоже немало поджанров, порядка 20, и различаются они в основном видами снарядов и аппаратуры, используемой в номере. Для партерной гимнастики наиболее популярными являются батуты, кольца, турники; для воздушной - трапеция, рамка, кольцо, ремни, корд де волан и, конечно, полотна. Но про воздушную гимнастику мы, пожалуй, еще поговорим чуть позже и более подробно. Создателем воздушного полета считается уже упомянутый нами в статьях ранее Жюль Леотар - французский гимнаст, первый в мире совершивший воздушный перелет между трапециями.

Эквилибристика, как и другие жанры циркового искусства, родилась в глубокой древности. Этот жанр возник с первыми навыками балансирования, которые были необходимы в обычной жизни: сборщики плодов переставляли лестницы от дерева к дереву, не слезая с них. А ремесленники, изготавливавшие джутовые канаты, проверяли их на прочность своим собственным весом. Они просто подвешивали канат между двумя деревьями и ходили по нему, иногда даже по несколько человек. Вероятно, именно тогда и возникли первые соревнования и конкурсы по умению балансировать и сохранять равновесие, держа в руках различные предметы. Постепенно высота подвешивания канатов росла, а вместе с ней развивались ловкость, уверенность и мастерство канатоходцев, и появился отдельный жанр - эквилибристика. Название этого жанра произошло от латинского "aequilibris" и оно точно отражает сущность - "сохраняющий равновесие". Эквилибристы демонстрируют умение сохранять равновесие тела при его неустойчивом положении или при использовании специального реквизита. Как гимнастика и акробатика, эквилибристика включает в себя несколько поджанров: партерная и воздушная, ручная и на канате и другие.

В 17-18 веке эквилибристы были "гвоздем программы" любых ярмарочных выступлений и представлений: балансируя на канате, они ходили с завязанными глазами, играли на музыкальных инструментах, при этом удерживая на голове различные предметы и стреляя из оружия. В течение многих столетий содержание номеров эквилибристов не менялось, и только в 20 веке представители этого жанра продвинулись далеко вперед и проявили поистине чудеса эквилибристики: появились номера, где искусство этого жанра демонстрируется не одиночными артистами, а построением целых пирамид и колонн из нескольких человек.

Развитие технического прогресса в огромной степени способствовало развитию и кардинальным изменениям цирковых номеров и программ. Появление в 19 веке в воздушной гимнастике страховочной сетки, ловиторов привело к возникновению перекрестных полетов. Страховочная сетка дала возможность артистам существенно усложнять выполняемые трюки. Изменилась и "жизнь" канатоходцев: на смену пеньковому канату пришел прочный металлический трос. Акробатика и гимнастика также приобрели новый реквизит: подкидную доску, которая позволила увеличить высоту прыжка. А повсеместное появление и совершенствование техники способствовало возникновению невероятных по своей красочности и фантазии цирковых номеров: от "полетов на луну" до выступлений на воде. Но все же эти новшества, превратившие каждое выступление в целую феерию, только подчеркнули то главное, на чем изначально строится отдельный номер в каждом жанре: высочайшее мастерство артиста.  

Продолжим про жанры и следующим, одним из любимых, является жонглирование. Кто из вас не пытался научиться жонглировать 3-мя апельсинами. И у многих даже получилось. А 5-ю? А 7-ю предметами? Кажущееся таким легким мастерство на самом деле достигается многочасовыми и многолетними тренировками. Название жанра произошло от французского "jongleur" - так называли странствующих комедиантов, танцоров, акробатов в средние века во Франции.

Как и другие виды циркового искусства, жонглирование уходит корнями в глубокую древность: исторические артефакты свидетельствуют, что этот жанр существовал еще в 1900 г. до н.э. В Древнем Риме считалось, что умение жонглировать помогает в обращении с оружием. В Китае возникновение жонглирования связано с особенностями быта: ношение на голове различных вещей, свойственное народам Востока, со временем преобразилось в жонглирование вазами. Особую популярность жонглирование приобрело в 19-20 веке, тогда стали повсеместно появляться "салонные" жонглеры. Но и сегодня оно остается одним из основных жанров циркового искусства. Различают одиночное и групповое жонглирование ( "в перекидку"), отдельно выделяют артистов, жонглирующих ногами и тяжелыми предметами, так называемых силовых жонглеров. Сегодня выделяют два основных поджанра: классическое и бытовыми предметами. Артисты первого направления работают со специальным реквизитом: мячами, булавами, тарелками, факелами и кольцами. Их специфичная форма и удобство позволяет использовать в номере большее число предметов.

Наверняка вас мучает вопрос: каким максимально возможным числом предметов может управлять первоклассный жонглер? Чем их больше в руках у артиста, тем сложнее ему выполнять номер, они сменяют друг друга с все большей скоростью. Жонглер мирового уровня, А.Кисс, свободно жонглировал восемью палочками. Известный жонглер Михаил Руденко жонглировал 10-ю, а на репетициях - 12-ю шариками. А в Книге рекордов Гиннеса красуется великобританец Алекс Барран, которому в 2013 году удалось пожонглировать 13 шариками 15 раз. Мало? Попробуйте хотя бы тремя апельсинами, друзья! Кстати, вторая суббота июля признана всемирным днем жонглеров, а любители этого жанра объединяются в специальные клубы и сегодня их насчитывается уже несколько тысяч по всему миру.

Атлетика является еще одним жанром, демонстрирующим мощь и выносливость человеческого тела. Привлекает зрителей художественным оформлением номеров, показывающих физическую силу артистов. Название произошло от греческого "athletikos" - "свойственный борцам". Античный мир подарил немало имен известных борцов и атлетов: все мы наслышаны о подвигах Геракла, об Ахилле, Тезее и других участниках Олимпийских игр. Люди восхищались силой этих богатырей, слагали о них легенды и создавали прекрасные статуи. Примерно с 5 века до н.э. атлетика становится ремеслом: артисты этого жанра выступают на всех массовых празднествах, увеселениях и городских гуляниях. Как и многие другие направления циркового искусства, атлетика в основном развивалась в "рамках" балаганов и среди уличных артистов. Но в 19 веке становится "официальным" цирковым жанром и атлеты начинают выступать на цирковом манеже. В конце 19 века артисты начинают использовать в своих номерах различные тяжелые предметы. Они носят их на плечах, жонглируют ими, удерживают при помощи рта различные площадки и небольшие помосты с расположенными на них людьми. Сегодня атлетика разделяется на три основных направления: борьба, собственно атлеты, удерживающие различные тяжелые предметы, и силовое жонглирование, которое ни в коем случае нельзя отождествлять с обычным жонглированием. Ибо подбрасывание и перекидывание предметов является скорее частью художественного образа и служит для красоты номера, а центром любого номера в рамках жанра остается именно демонстрация невиданных возможностей человека в плане физической силы.

Дрессировка (или дрессура) - жанр, являющийся одним из любимых цирковых направлений. Название произошло от французского "dresser" - "обучать, натаскивать". Говоря профессиональным языком, его суть заключается в выработке у животных устойчивых навыков поведения и определенных реакций на команды дрессировщика. Истоки жанра, как и многих других, следует искать в древних временах: даже в первобытное время людям было свойственно наблюдение за повадками животных с целью удачной охоты и использовании их в быту. Именно в процессе развития скотоводства и навыков охоты и получило человечество первые навыки дрессуры. Профессия дрессировщика берет свое начало от древнеримских борцов с животными, но прошло огромное количество времени, прежде чем животные стали действующими артистами цирка. В Киевской Руси были популярны медвежьи потехи, да и до сих пор гуляет шутка, что в России по улицам бродят медведи с гармошкой.Также в балаганах часто проходили представления с участием "ученых" коз, свиней и собак. В Азии широко известным был дрессировщик Бобо-Джамиль, в его представлениях удивительные фокусы показывали верблюд, птицы и козы. Особое место в развитии дрессуры как отдельного циркового жанра сыграли лошади - ведь именно с этих грациозных животных началось становление цирка в современном понимании, хотя начало конного цирка четко прослеживается еще в древнеримских конных ристалищах и гонках на колесницах. В 18 веке передвижные цирки начинают включать в программу выступлений номера с дрессированными хищниками.

Любопытно некое напутствие для дрессировщиков того времени: "берегись бить диких зверей, так как в них пробуждается чувство мести. Не ласкай хищников чересчур, не выказывай страха перед ними ибо животные становятся надменными и непослушными. Чтобы быстрее приручить зверя, часто и слегка поглаживай его по шкуре рукой". Но даже опытные укротители часто смазывали пасть хищных животных специальным соком из некоторых трав и кореньев. Сок обладал сильным вяжущим действием и звери уже не могли кусаться во время представления.

Многие считают, что всех животных в цирке нещадно бьют, морят голодом и всячески обижают. Возможно, это мнение основывается на том, что существует так называемая дикая и болевая дрессура: воздействие на животное при помощи наказания. Но не стоит забывать, что дрессировщик работает с дикими животными, не привыкшими к общению с человеком и это смертельно опасно.

В то же время существует и мягкий метод дрессировки, суть которого заключается в поощрении лакомством и ласковом обращении. В цирках древних времен и средневековья господствовали болевые методы. Однако в 1890 году К. Гагенбек, немецкий дрессировщик и коллекционер зверей, продемонстрировал преимущества мягкой дрессуры, впервые в мире открыв зоопарк, где животные находились в вольерах с естественными барьерами без решеток. В России сторонником мягкой дрессуры был известный всем нам В.Дуров, после успешных опытов которого дрессировщики в цирках один за другим стали отказываться от болевых приемов в дрессуре.

Сегодня номера с дрессированными животными поражают многообразием и числом "артистов", обилием постановок и работой на одном манеже животных, которые в природе редко "дружат" друг с другом.

Ну и какой же цирк без клоунов и фокусов?  Слово "клоун" произошло от латинского "colonus"- "человек из простонародья" и это прямой дорогой ведет нас к истокам этого жанра. Сущность номера - комические сценки, основанные на пародиях, гротеске, эксцентричности и преувеличении. Ни одно уличное зрелище и представление не обходилось без этих ряженых скоморохов и балагуров. Артисты надевали на себя шкуры животных, различные маски, брали в руки инструменты и развлекали благодарную публику. Народ обожал их, отчасти и потому, что существовала жестокая цензура и только ряженые, скрытые за гротескными масками и напускным весельем, решались говорить правду и высмеивать власть имущих и знать. Со временем из выступлений ушли излишняя бутафория и гротеск, а номера стали более наполнены идейным содержанием. В 50-х годах прошлого столетия выступления клоунов составляли основу цирковых программ. И многим зрителям известны такие имена и фамилии, как Карандаш и Попов - клоунов, знаменитых далеко за пределами нашей страны. Сегодня каждый номер клоуна - это не просто минутка юмора, а целый мини-спектакль, наполненный не только сатирой и нелепыми ошибками, но и глубоким смыслом.

Что касается фокусов, то это цирковой жанр иллюзий. Магические выступления факиров и иллюзионистов известны с давних времен. Еще в Древнем Египте публике демонстрировались загадочные исчезновения предметов и оживление статуй богов. Широкой известностью пользовались индийские факиры, демонстрировавшие невосприимчивость тела к проколам различными острыми предметами, хождение по битому стеклу и горящим углям. В средние века умение показывать фокусы считалось черной магией и колдовством, жестоко преследовалось и грозило смертельной казнью. Но в то же время, этим умением искусно пользовались шарлатаны и церковные служители, с помощью различных фокусов нагнетая на людей страх и заставляя повиноваться церкви. К 18 веку этот жанр стал пользоваться популярностью и достиг некоего "положения" в обществе, а в следующем столетии уже появились тысячи профессиональных фокусников и иллюзионистов.

Это умение требует высокой точности и ловкости: если акробату или гимнасту могут простить возможную ошибку в исполнении номера, и даже посочувствовать, то фокус - должен оставаться загадкой и быть выполнен безукоризненно. Технический прогресс буквально вознес этот жанр на новый уровень, позволил существенно усложнить номера и сделать их невероятно красочными и фантастичными. Появление зеркал, электричества и освещения, различных механизмов и лазера привело к возникновению жанра феерии, где в процессе представления используется не только сам манеж, но и заполнение его льдом или водой.

    Существует такой жанр как большая цирковая пантомима. Это полноценное театрализованное представление, в котором в равной степени представлены все вышеперечисленные жанры и используются их элементы. С 30-х гг. прошлого века цирковые программы придумываются и ставятся профессиональными режиссерами, и представляют собой одно целое, единое комплексное представление, отдельные номера которого обыгрывают определенную тему. Есть и не основные жанры, тем не менее пользующиеся популярностью у зрителей: катание на роликовых коньках, игра с хула-хупами, чревовещание и другие. Начинает возрождаться древняя традиция огнеглотателей и все больше и больше цирков включают в программу своих выступлений будоражащие и яркие огненные шоу.

 Неизменно одно: цирк всегда был, есть и будет самым демократичным и одним из самых любимых видов искусства. Где любой зритель найдет то, что ему по душе. Но каждый непременно будет восхищен и очарован тем удивительным мастерством и способностями, которые демонстрируют артисты любого циркового жанра.