ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТИКА
Люди не летают как птицы? Пожалуй, мы готовы с этим поспорить. Летают еще как! Особенно, если они занимаются воздушной гимнастикой. И сегодня мы расскажем вам об этом невероятном, волшебном и поистине вдохновляющем направлении циркового искусства.
Существуют различные “виды” воздушной гимнастики, в зависимости от реквизита, используемого для создания номера: на воздушных полотнах, трапеции, корд де волане (корд де волан - закрепленный горизонтально с двух концов “провисший” канат), кольце, гимнастических кольцах, ремнях, канате и других разообразных реквизитах. И как же сложно отдать свое предпочтение какому-то одному реквизиту, ведь каждый из них по своему прекрасен: романтичные полотна, изящное кольцо, загадочный куб, парящая трапеция и с виду простые, но упрямые ремни и кольца.
Исторические данные разнятся во мнении о моменте возникновения воздушной гимнастики. Но все они сходятся в одном - воздушная гимнастика на полотнах возникла совсем недавно и является одним из самых “молодых” направлений, тогда как корд де волан, трапеция, ремни и кольца были известны артистам гораздо раньше.
В одном из источников, рассказывающих про историю цирка - книге “Просто цирк” авторства Стивена Сантоса («Simply Circus» Steven Santos) - говорится о том, что в 1959 году в одной из французских цирковых школ ученица подготовила номер на длинном отрезе ткани. Номер произвел фурор. Однако после этого гимнастика на воздушных полотнах была незаслуженно забыта более, чем на 30 лет. И только в 1996 году интерес к ней вспыхнул вновь, когда одна из артисток знаменитого цирка Дю Солей стала участницей шоу Quidam и показала номер с полотнами.
Другие данные говорят о том, что предшественницей гимнастики на полотнах была гимнастика на ремнях, которая существовала в Китае еще в 17 веке. Прототипом современных полотен в то время служили ремни или кожаные ленты, которые артист обматывал вокруг запястий, выполняя различные трюки. Некоторые источники считают, что китайская гимнастика была усовершенствована артистом Андрэ Симардом, который искал новые формы и идеи для своих номеров и плотно сотрудничал с упомянутым выше канадским цирком Дю Солей. Один из известных французских артистов цирка Жерар Фазоли прикладывает немало усилий для развития воздушного направления. Его старания оказываются успешными и воздушная гимнастика на полотнах становится постоянной дисциплиной в учебных цирковых заведениях Франции. Сегодня этому невероятно красивому виду циркового искусства обучают во всех самых известных цирковых училищах.
В любом случае, достоверно можно сказать об одном - становление воздушной гимнастики именно как циркового направления началось только в 18 веке. Именнов этот период времени начинается развитие циркового искусства по всему миру, появляется все новый и новый реквизит, придумываются все более сложные номера.
Но не будем сбрасывать со счетов и вклад уличных артистов в развитии этого жанра. Еще во времена расцвета ярмарочных гуляний и выступлений бродячих артистов, канатоходцы были любимцами публики и вызывали неизменный восторг и шквал аплодисментов. Особую известность завоевал Эмиль Гравеле, выступавший под псевдонимом Блонден, который в 1859 году совершил переход по канату через Ниагарский водопад. Конечно, в то время набор элементов был довольно примитивным и представлен в основном своеобразными танцами на канатах и драматическими сценками, но именно воздушных канатоходцев можно считать в какой-то степени прародителями современных воздушных гимнастов.
Как и цирк вообще, воздушная гимнастика в том виде, в котором мы видим ее сегодня, появилась под влиянием многих направлений и номеров.
Давайте попробуем по краешку пройти тот путь, который преодолело в своем развитии искусство воздушного полета. Слегка коснуться его истории и вспомнить некоторые известные имена, без которых сегодня мы вряд ли смогли бы любоваться непревзойденными воздушными полетами. Романтика цирка или демонстрация физической силы? Ангелы или демоны те, кто так легко взлетает под самый купол и творит невероятные вещи без страховки?
Если говорить в общем, то сама гимнастика с давних времен представляла собой отдельный комплекс упражнений, который должен был подчеркнуть и развить в человеке физическое совершенство и гармонию. И эта система физической подготовки возникла еще в Древней Греции. Различные состязания, основанные на гимнастических упражнениях, входили даже в состав Олимпийских игр.
Но с этой системой были знакомы не только древние греки. И в Древнем Китае, и в Древней Индии тоже были не понаслышке знакомы с гимнастикой, правда, направлена она была больше на достижение некоего лечебного и оздоровительного эффекта. И уже в те времена существовали специальные снаряды и оборудование, помогавшие в процессе тренировок.
Надо сказать, что христиане видели в гимнастике “происки дьявола”, поскольку, согласно религии, первична забота о душе, а не о плоти. Дошло до того, что гимнастика вообще была запрещена и только в 14 веке снова началось ее возрождение как одного из направлений спорта и искусства.
Средневековье отрицательно сказалось на развитии гимнастики, оно практически остановилось. Но в 18-19 веке, наоборот, начинает уделяться большое внимание физической культуре. Практически в каждой стране возникают свои системы и комплексы гимнастических упражнений, для их выполнения используются перекладины, кольца, брусья. Большой вклад в развитие гимнастики внесли гимнастические школы Германии и Швеции. Именно там появились такие снаряды как параллельные брусья, козлы, турник, шведская стенка. В России же первый гимнастический клуб был организован только в 1863 году. Что интересно, в него было запрещено вступать русским, так как власти опасались различных объединений и подпольных бунтов. И только в 1881 году появилось “Русское гимнастическое сообщество”. Повсеместное увлечение спортом и занятие гимнастикой привело к тому, что самые трудолюбивые и талантливые спортсмены постепенно начали приходить со своими упражнениями на цирковую арену, чтобы демонстрировать широкой публике всю мощь и красоту физического развития человека. Те, кто занимался гимнастикой как отдельным видом спорта и тренировался на одном виде снаряда, достигали поистине невероятных высот и высочайшего мастерства.
Как раз из категории спортсменов и пришел в цирк знаменитый французский гимнаст Леотар, сыгравшую важнейшую роль в развитии этого направления. Именно с него началась история красивого и романтичного воздушного полета. В 1859 году в цирке Наполеона в Париже Леотар впервые совершил перелет с трапеции на трапецию, снискав себе грандиозный успех и увековечив свое имя в истории. Отец Леотара сам был профессиональным гимнастом и вовсе не собирался делать из сына циркового артиста, а тренировки и упражнения проводил с ними чисто в целях гармоничного физического развития. И сам снаряд, на котором выступал Леотар - трапеция - был скорее снарядом спортивным, чем цирковым и предназначенным для трюков, в отличие от того же корд де волана. Если последний пришел в цирк из уличных балаганов, то трапеция стала полноправной цирковой “артисткой” благодаря гимнастическим залам.
Сами номера Леотара были чисто гимнастическими и он выступал с ними в цирке, абсолютно не приспособив их под особенности циркового пространства. Сегодня перелеты между тремя трапециями показались бы нам довольно обычным делом. Но “длина” полетов француза была достаточно велика и именно впечатлением настоящего, реального полета поражали публику в те времена выступления Леотара.
Спустя всего пару лет у Леотара появилась масса последователей. Французы Дезедр и Луи Годфруа демонстрировали красоту воздушных полетов в Германии, Александр Стекель - в Испании, Виктор Жюльен - в Англии. Во всех цирках мира появляется все больше и больше воздушных номеров, что несет за собой изменение и в обустройстве цирка: исчезают огромные помпезные люстры и появляется сферический купол, необходимый для демонстрации номеров воздушных гимнастов. Начинается бурное развитие не только воздушного направления в цирке, но и другого явления, имеющего социальный характер. Если раньше цирковое искусство было закрыто для обывателей и людей со стороны, ведь артистами становились только люди, “варившиеся” в этом с рождения, то теперь возможность стать цирковыми артистами получили и спортсмены. Причем как профессионального, так и любительского уровня.
Конечно, воздушному полету Леотара предстояло претерпеть еще немало изменений в ходе развития и эволюции, и в немалой степени этому способствовал технический прогресс. Французские и английские гимнасты в 60-70гг. 19 века подарили искусству воздушного полета два важных “элемента”: страховочную сетку и мостик, на который возвращаются гимнасты. Появление страховочной сетки существенно снизило риск выполнения трюков, вместе с тем позволив усложнить их и выполнять без помощи ассистента. В конечном итоге установилась единая форма и конструкция для выполнения трюков: два гимнаста, две летающие трапеции и страховочная сетка. Именно в такой композиции стали демонстрироваться воздушные номера. Но, конечно, со временем развитие воздушной гимнастики продолжалось и ушло далеко от первоначальной комбинации.
Другим кардинальным новшеством в воздушной гимнастике стало появление ловиторов. Это гимнасты, которые, повиснув на трапеции, ловят за руки или за ноги вольтижеров - то есть гимнастов, выполняющих трюк. Ввели это новшество английские гимнасты Ризарелли примерно в 1870 году. Роль ловиторов чрезвычайно важна для успешного выполнения номера, и, например, выполнение гимнастом тройного сальто-мортале невозможно, если ловитор не владеет необходимыми навыками в совершенстве. Ловиторы дали возможность практически безгранично варьировать комбинации трюков в номере, их работа позволила сделать выступления более живыми и впечатляющими. Гимнастов становилось трое, четверо, две трапеции заменялись на четыре, соответственно увеличивалось и число артистов до шести, восьми и даже десяти человек. И все это позволяло создавать удивительные по своей сложности и динамичности номера.
Отдельно хочется отметить, что первой совершила тройное сальто-мортале девушка, русская по происхождению. Лена Джордан родилась в Риге и в возрасте 16-ти лет ей предложили стать участницей известной австралийской труппы гимнастов “Летающие Джорданы”. Впервые она исполнила этот сложнейший трюк примерно в 1897/1898 году.
В 1860 году американский гимнаст Г.Р.Кейс Вашингтон слегка “модеринизирует” трапецию: он делает ее перекладину чуть расплющенной и слегка вогнутой, и это позволяет выполнять на ней элементы эквилибра. Эта трапеция получила название “трапеция Вашингтон”.
Благодаря работе под куполом и зрелищности номеров, воздушные гимнасты довольно быстро завоевали популярность и их номера прочно закрепились в цирковой программе. И если ранее спецификой цирка считался круглый манеж, то отчасти благодаря работе артистов воздуха, еще одним неотъемлемым символом цирка стал именно сферический купол.
В 1900 году в одном из пригородов Парижа - городе Венсенне - прошел первый международный конкурс гимнастов, на котором продемонстрировали свое искусство и мастерство многие талантливые артисты.
С начала 20 века начинается дальнейшее усложнение и совершенствование номеров благодаря развитию науки и техники: появляются различные лебедки и подъемные механизмы, электромоторы, номера становятся более зрелищными и эффектными благодаря освещению, оформлению под бутафорные летающие аппараты и снаряды. В 40-х годах прошлого столетия появляются так называемые “вертушки”, которые позволяют выхватывать гимнаста из воды или со зрительского места, и это добавляет еще больший элемент неожиданности, зрелищности и эффектности. Среди имен, оказавших сильное влияние на процесс дальнейшего развития и становления воздушной гимнастики, можно назвать таких артистов как сестры Гофман (Германия), трио Алекс (Франция), сестры Лоуренс (Америка) и многие другие, потому что действительно, было достаточное число талантливых, упорных и трудолюбивых артистов, которые продолжали идти к мечте, несмотря ни на что.
В 1920 году становится всемирную славу и известность получает Альфредо Кодона, один из самых лучших гимнастов мира. К сожалению, жизнь Альфредо закончилась трагически и вовсе не на манеже: он застрелил из пистолета себя и жену в 1937 году на обсуждении бракоразводного процесса. На смену ему пришла группа “Летающие Кончелло”. Жена Артура Кончелло - Антуанетта, была чрезвычайно талантливой гимнасткой и в 1937 году ей удалось повторить успех Лены Джордан - выполнить тройное сальто-мортале. Так она стала - и оставалась довольно долгое время - второй в мире и истории женщиной-гимнасткой, которой покорился этот сложнейший трюк.
Нельзя не упомянуть и русскую группу “Галактика”, которая работала на оригинальных снарядах и достигла высочайшего уровня мастерства в выполнении тройного сальто-мортале.
Сегодня воздушная гимнастика - один из довольно крупных поджанров цирковой гимнастики. И сегодня, как и 100 лет назад, зрители с замиранием сердца следят за воздушным полетом. Ведь, несмотря на достижения науки и техники, полеты на Луну и на Марс, парить под куполом на высоте более 20 метров без страховки - такое под силу только настоящим мастерам своего дела. Людям, которые просто не могут не летать.
********************************************************************************************
Новости
- Знаете, кто такие унтерман, миттельман и оберман?
- Нет повести печальнее на свете, чем повесть — как тянуть подъемы эти
- Довольные дети — довольные родители👍🏻
- Тренировки на воздушных ремнях
- Друзья, привет!☀
- В музее «Собрание» в Москве открылась новая тематическая выставка «Парад-Алле!», экспонаты которой о