ИСТОРИЯ ЦИРКА

blog-image

ИСТОРИЯ ЦИРКА

Прошлое волнует нас не меньше будущего. Ведь именно там, в прошлом, можно увидеть ответы на многие вопросы, познакомиться с великими людьми, прикоснуться к знаковым событиям.

Предлагаем вам прокатиться сегодня на самой настоящей машине времени. И очутиться там, где все только начиналось. Узнать, где и как зарождалось это великое и так восхищающее нас цирковое искусство.

Мы с вами окажемся далеко-далеко, за многие тысячи лет отсюда...Вы слышите рев трибун? Видите это бесчисленное скопление людей? Там, наверху, в специальной ложе уже ждет начала император со своей свитой и внимательно смотрит на арену. Поспешим, буквально через секунду в эти огромные ворота с ревом и под улюлюканье публики на огромной скорости влетят 12 колесниц, запряженных лошадьми! Представление начинается!

Восторженные овации, шквал аплодисментов и бесконечный восторг зрителей...Цирк неизменно вызывает у нас бурю эмоций. И так было всегда. Но, безусловно, все течет, все меняется. И со времен своего возникновения цирк претерпел немало изменений.

Сегодня мы приглашаем вас в невероятное путешествие во времени - туда, где все только начиналось. В те далекие времена, когда на земле еще существовали великие империи. Именно тогда и появился первый в истории человечества цирк. 

Все дороги ведут в Рим. И неудивительно, что история цирка как такового начинается именно в этом вечном городе. Нет, зачатки циркового искусства существовали и в Древнем Китае, и в Древнем Египте, у народов Азии и Африки: исторические артефакты рассказывают нам о жонглерах и акробатах, дрессированных животных при дворце великих правителей. Испанцем Кортесом был обнаружен музей монстров у вожака древних ацтеков, а на наскальной фреске фараона Хнумхотепа II можно увидеть изображения девушек, выполняющих акробатические упражнения. Но именно в Риме появился прообраз того самого цирка, который мы знаем и любим сегодня: зрелищное представление на круглой арене, неизменно собирающее тысячи восхищенных зрителей. Что и говорить, древние римляне знали толк в развлечениях!

Как водится, вначале было слово: “сircus” в переводе с латинского означает фигуру безо всяких углов. Существует также мнение, что слово “цирк” произошло от имени колдуньи Цирцеи Гомера, превратившей в свиней товарищей Одиссея. Ведь “circenses” означает игры в древнеримском цирке, то есть то самое представление и цирковые номера. А превращения Цирцеи и были вполне себе цирковыми номерами. 

Появление цирка неразрывно связано с культурой и образом жизни, традициями и обычаями. Сражения и войны - неотъемлемая часть жизни древних римлян, а как еще отпраздновать победу, если не грандиозным пиршеством и празднеством? Так появились гонки на колесницах и бои гладиаторов, неизменно прославляющие великих императоров и империю.

Примерно в период 500-600 лет назад до н.э. Луций Тарквиний провел первое “цирковое представление” - а именно соревнования между наездниками на колесницах - на новом месте: в удобной долине длиной около 600 метров и шириной 150 метров. Считается, что именно этому римскому правителю мир обязан появлением Большого цирка - Circus Maximus, ставшего легендой на века. Его называют Большим, Великим, гигантским - и это действительно так. Как вы думаете, какое число зрителей вмещал этот цирк? Это сложно даже представить. Но мы сохраним интригу и расскажем об этом в самом конце статьи.

 До 329 года до н.э. никаких специализированных построек и укреплений в цирке не было. После в оформлении Большого цирка стали появляться статуи, сиденья, ворота, клетки для зверей и другие атрибуты. Первоначально состязания проводились по длине долины: участники должны были проехать ее вдоль, от одного конца до другого, развернуться и проделать обратный путь. Но в период правления Юлия Цезаря на территории долины был вырыт канализационный канал, над которым образовался холм. Этот холм создавал препятствие на пути колесниц, и траектория их движения была изменена: именно с тех пор они стали ездить по кругу. И арена цирка навсегда стала круглой. Это добавило зрелищности представлениям, ведь колесницы довольно часто заваливались на поворотах.

Все последующие правители улучшали и совершенствовали цирк, добавляя в его убранство роскоши и помпезности. Достраивали арки, места для зрителей, императорские ложи, различные строения для торговцев, ворота и обелиски. Но Великий цирк был не единственным в Римской империи, хотя и самым большим и самым известным. В то время в Риме насчитывалось 3 цирка. Несмотря на жестокость и кровавость римских игр, их очень любили и уважали, ведь это было практически единственным развлечением того времени такого масштаба и зрелищности. Великий цирк просуществовал почти 6 веков, последние игры на нем состоялись в 529 году.

Представления древнеримских цирков включали в себя и такие “номера”, как бега и упражнения на лошадях. Но основная роль в них, конечно, отводилась гладиаторским боям, соревнованиям на колесницах и травле животных, а также боям животных между собой. В перерывах между соревнованиями гладиаторов нередко показывали какие-то комические сценки с участием животных или выступления джигитов. Цирки того времени были живым воплощением политики властей Рима: грандиозные представления и шикарные пиршества как нельзя лучше олицетворяли лозунг “хлеба и зрелищ”. Обустройство и проведение таких зрелищ и пиршеств требовало огромных усилий и подготовка к ним занимала больше 2-х месяцев.

В появившихся амфитеатрах, в том числе и римском Колизее, представления стали более разноплановыми и многожанровыми. Поединки гладиаторов и звероборцев по-прежнему занимали в них основную часть. Существовали специальные школы, где будущих гладиаторов обучали искусству рукопашного боя и умению фехтовать.Но появились и номера, более близкие к современному цирковому искусству: на аренах амфитеатров выступали дрессированные животные, демонстрировали ловкость рук акробаты, жонглеры и фокусники. В представлениях участвовали оркестры и танцоры.

Особо стоит выделить древнеримский пантомим: сольный танец одного актера, в котором тот, попеременно играя то мужскую, то женскую роль, воплощал на сцене мифологические сюжеты. В отличие от современной пантомимы, римский пантомим не был беззвучным: целый хор певцов “аккомпанировал” игре актера. Спектакль нескольких актеров, наполненный танцем и музыкой, назывался пиррихией, число участников в нем могло достигать ста человек. Этот спектакль отличался также невероятными световыми и зрелищными эффектами: в процессе представления на сцене могла появиться летательная машина, родник, гора, а потом все это исчезало в мгновение ока. Действо было чрезвычайно эмоциональным и выразительным, игра актеров насыщена чувственным подтекстом и эротическим смыслом. Пантомимисты - и мужчины, и женщины - пользовались небывалой любовью и популярностью, за ними бегали восторженные почитатели и даже высокопоставленные особы окружали их поистине царским почетом и обожанием. 

После развала Римской империи пришел конец и Великому цирку. Ставшие модными и популярными театральные постановки и представления, невероятно красочные и пышные, вытеснили кровавые и жестокие цирковые зрелища. Примечательно, что несмотря на то, что прошла уже не одна тысяча лет, место, на котором прежде был Великий цирк, до сих пор не застроено. Тут и сегодня проводятся концерты и различные фестивали. И есть в этом особое удовольствие: прикоснуться к миру искусства и музыки в том месте, где когда-то ступала нога Юлия Цезаря, Нерона, Константина Великого и других знаменитых римлян.

Позже один из наследников короля франков Хлодвига 1 попытался открыть цирк в Париже, где зрители могли увидеть выступления акробатов, жонглеров и клоунов, но представления не завоевали большой любви и популярности зрителей. И попытка с треском провалилась. Мистерии и театральное искусство приобретали все больший размах, отодвигая на задний план развитие цирка. Само цирковое искусство, разумеется, не исчезло совсем: при всех королях и правителях большую роль играли придворные шуты и дрессированные зверинцы. Еще в 4 веке до нашей эры в Египте появились те, кто поражал публику невероятными возможностями человеческого тела, ловкостью рук и артистизмом - бродячие артисты, канатоходцы и жонглеры, которых горячо любила публика. В то время, когда цирки терпят крах, бродячие артисты, которые особо никогда не теряли своей популярности, выходят на первый план и становятся главными действующими героями на различных праздниках и ярмарках. Жизнь уличных артистов не отличалась стабильностью, несмотря на обожание публики и интерес со стороны царских особ: сегодня они могли купаться в роскоши и аплодисментах, а завтра - впасть в немилость. Нередко это происходило и по вине самих артистов, которые начинали злоупотреблять своим особым положением. Тем не менее именно из числа бродячих артистов зародились и продолжили свою историю немало известных цирковых династий. В 15-16 веках начинаются сильные и массовые гонения бродячих артистов: их обвиняют в колдовстве, магии, связью с темными силами. Это вынуждает их скрываться в различных тайных обществах, масонских ложах и прочих подобных объединениях, где они продолжают развивать свое искусство, тайно пользуясь помощью покровителей.

Но все же в этот период цирк как отдельно взятое направление был практически в зачаточном состоянии.

В 1683 году англичанин Сэндлер - который торгует лекарственной травой - устраивает для привлечений клиентов бесплатные представления, похожие на выступления бродячих артистов: публику развлекают бродячие акробаты и жонглеры.Театр Сэндлера начинает пользоваться популярностью, постепенно в программу выступлений добавляются выступления канатоходцев и номера с лошадьми. Подобные театры начинают постепенно появляться повсеместно в Европе: хотя публике недостает размаха и зрелищности древнеримских игр, она с восхищением восторгается ловкими трюками наездников, акробатов и жонглеров.

Но если бы не один предприимчивый англичанин, не видать бы нам сегодня цирка как своих ушей. Дело в том, что примерно с 16 века в Европе большую популярность начинают приобретать школы верховой езды. В которых не только муштровали будущих наездников, но и обучали акробатическим номерам на лошадях. Во второй половине 17 века кавалерист Филипп Астлей (Philip Astley), прекрасный наездник и довольно предприимчивый человек, открывает школу верховой езды. И начинает давать платные представления, на которых не только демонстрируются трюки конной акробатики и мастерство верховой езды, но и в перерывах между заездами выступают клоуны, жонглеры и дрессированные собаки. Эти представления приобретают все большую известность и популярность, и довольно скоро шоу Астлея начинает выезжать на гастроли за пределы родного города. В 1770 он был приглашен во Францию и демонстрировал свое искусство перед самим королем Людовиком XV. Астлей покупает небольшой участок земли в районе современного вокзала Ватерлоо в Лондоне и строит там манеж под открытым небом наподобие римских амфитеатров: посередине круглая арена, а вокруг нее многоярусные трибуны для зрителей. Так появился первый стационарный цирк. 

Безусловно, Астлей не был единственным и у него довольно быстро появились подражатели. Но именно его называют “праотцом” современного цирка, ведь его заслуга в развитии циркового искусства несказанно велика. Он первый представил новую программу, где были не только выступления на лошадях, но и другие артисты и жанры. В его цирке наравне с мужчинами стали выступать и женщины. И именно Филипп Астлей рассчитал, что идеальный диаметр манежа должен быть 13 метров: при таком размере арены лошадь бежит по кругу под определенным углом и создается центробежная сила, которая помогает наезднику удерживаться на спине лошади. Помимо перечисленных заслуг, Филиппу Астлею принадлежит еще одна: именно с него и его сына начинается традиция цирковых династий.

Что интересно, сам Астлей называл свой цирк исключительно “амфитеатром”. И печально, что после закрытия в 1897 году последнего цирка сержанта Астлея, в Англии остался всего один стационарный цирк. Который тоже был закрыт в 1909 году и с тех пор в Лондоне, ставшем когда-то колыбелью циркового искусства, по сей день больше нет ни одного стационарного цирка.

В течение жизни талантливый и одаренный англичанин Филипп Астлей открывает еще 19 цирков по всей Европе. И один из них в Париже  - первый цирк в этом городе. Джон Астлей, наследник Филиппа, успешно управлял цирком и сам выступал на манеже. Но война между Англией и Францией помешала его успешной цирковой карьере и Джон поспешно покинул Францию. Во время его отсутствия цирк заняла труппа итальянцев Франкони. Они построили новое здание большей вместимостью и доработали программы выступлений, добавив в них борьбу диких зверей, пантомимы и различные акробатические номера. Практически все цирки того времени именовались “амфитеатрами”, это было емкое и понятное название. Однако в 1806 году Наполеон 1, предпочитавший театральное искусство и считающий его высшим из искусств, издает указ, в котором запрещает называть “театром” простые и “приземленные” конные представления. И в 1807 году братья Франкони открывают первое здание, на вывеске которого черным по белому написаны 4 заветные буквы: “цирк”. С Парижа и с этого момента началось триумфальное развитие и шествие цирка по миру. Потомки итальянцев Франкони и сегодня работают на манеже, а парижские цирки считаются лучшими в мире.

19 век продолжил тенденцию развития циркового искусства. Стационарные цирки начали появляться во многих городах и странах мира. Очень распространенными становятся передвижные цирки-шапито. Программы выступлений расширяются и дополняются все новыми и новыми номерами, появляется образ клоуна в рыжем парике. Нарабатывается все больше и больше спортивных трюков, требующих большой ловкости, отточенной техники и физической подготовки. При подготовке номеров и на выступлениях начинают использовать дополнительное оборудование и реквизит: трапецию, кольца, мостик и страховочную сетку вместо специальных матов для приземления.

В 1859 году в парижском цирке французский воздушный гимнаст Леотар впервые показывает воздушный номер “полет с трапеции на трапецию”. Его имя примечательно также тем, что оно до сих пор в обиходе: так называют спортивный купальник для тренировки гимнастов и других спортсменов (от английского “leotard” - купальник). Именно в таком костюме выступал Жюль Леотар.

Выступление Леотара дало толчок развитию воздушного искусства: многие артисты начали подражать, пытаясь усовершенствовать и “перепрыгнуть” трюк Леотара. Это приводит не только к изменениям в программе выступлений, но и к реконструкциям, меняет подход к строительству зданий цирка: для исполнения номеров в воздухе необходим купол сферической формы. Качественно другими становятся и выступления канатоходцев, благодаря тому, что на замену пеньковому канату приходит прочный металлический трос. В начале 20 века появляется подкидная доска, которая позволяет создавать акробатам еще более зрелищные и эффектные номера. Технический прогресс способствует еще большему усложнению цирковой программы и добавляет в нее яркие спецэффекты.

В 1873 году в Америке открывается цирк Барнума, дающий представление одновременно на 3-х манежах. В Париже в 1886 году строится цирк, арена которого постепенно заполняется водой для последующих номеров.

Что касается России, то считается, что в нашей стране до 1806 года были только отголоски циркового искусства, проявляющиеся в выступлениях уличных бродячих артистов. А расцвет цирка приходится на эпоху правления Николая 1, который сам был отличным наездником и крайне любил театральные постановки и другие зрелищные представления. В 1849 году появляется первый стационарный цирк в Санкт-Петербурге, но он будет “благополучно” уничтожен пожаром в 1859 году. В 1873 году братья Никитины строят новый стационарный цирк в Пензе, в 1876 году - в Саратове, а после - в Казани, Киеве и других городах. Торжественное открытие первого в Российской империи каменного цирка состоялось в 1877 году - в Санкт-Петербурге начинает работу цирк под руководством Гаэтано Чинизелли (Gaetano Ciniselli), имевшем тесные дружественные и не только связи с царской семьей. Что и позволило ему построить цирк на крайне льготных условиях и полном попечительстве царственных особ. Цирк Чинизелли считался аристократическим, завоевал небывалую популярность и билеты на представления выкупали за год. Кстати, этот цирк жив до сих пор, правда, полностью реконструирован и носит название Петербургского государственного цирка.

Программы цирка продолжали меняться и теперь больше походили на “сборную солянку” из отдельных номеров, не связанных между собой единым смыслом. Зато могли удовлетворить вкусу любого зрителя и по возрасту, и по социальному положению: здесь были и демонстрация красоты и физической мощи в борьбе силачей, красота и изящность - в выступлениях красавиц-канатоходок и гимнасток, дрессированные звери, смешные и любимые многими клоуны. Верховая езда и трюки на лошадях остались в программах, но занимали гораздо меньшую их часть и были всего лишь одним из многочисленных номеров. Именно разнообразие и разноплановость номеров программы становится главным преимуществом цирка по сравнению с другими увеселительными мероприятиями.

20 век со своим техническим прогрессом привел сильных конкурентов цирковому искусству: появилось кино, мюзиклы, а потом и телевидение, позволяющее насладиться разнообразными зрелищами, не выходя из дома.

Но, несмотря на это, цирк и сегодня остается величайшим и любимейшим из искусств. И дело не в том, что артисты цирка могут изрядно пощекотать нервы зрителям, исполняя “смертельный номер”. И даже не в том, что смеясь над глупостью и чудачествами клоунов, мы где-то узнаем себя и смеемся над собой.

Просто и тогда, и сейчас цирк - это постоянное стремление к совершенству и дорога к мечте. Это гордость и преклонение перед смелостью и талантом, упорством и трудолюбием. Цирковые артисты не соревнуются между собой и не ведут борьбу за призы. Их цель - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Цирк - это восторг и восхищение теми, кто смог прикоснуться к чуду и преодолеть невозможное. Цирк - это увидеть своими глазами, что выйти за пределы обыденности и совершить невероятное можно. Если очень захотеть.

Именно поэтому цирк всегда собирает многочисленные залы благодарных и восторженных зрителей. И только размеры самих цирков сегодня не позволяют собирать залы в 350 с лишним тысяч зрителей, как когда-то в древнеримском Императорском цирке, ставшим началом начал великого циркового искусства.