ИСТОРИЯ РУССКОГО ЦИРКА Часть 2

blog-image

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЦИРКА Часть 2

 Развитие циркового искусства и появление все новых и новых цирков приводит к тому, что в 1847 году открывают специальную школу, которая занимается профессиональной подготовкой цирковых кадров. Из стен этой школы вышло немало именитых фамилий, например, известные на весь мир наездницы Е.Федорова и А.Натарова (Чистякова). Император был заинтересован в том, чтобы в русском цирке выступали русские артисты, но все же нельзя было не перенимать опыт иностранных мастеров, а потому - гастролирующие артисты нередко становились преподавателями в этой школе. Одним из них был уже упомянутый в предыдущей части статьи Поль Кюзан. И именно пантомима “Блокада Ахты”, тоже упомянутая ранее, стала причиной заката его блестящей карьеры в России. Дело в том, что именно Поль Кюзан был ее режиссером. Несмотря на тщательную подготовку, представление не имело успеха, Кузана обвинили в том, что он плохо знает историю России, и в скором времени Поль покидает страну и возвращается на Родину.

Из императорского цирка постепенно уходят лучшие артисты, он все больше и больше разоряется и терпит крах. Представления отменяются, цирк становится убыточным и в 1854 году закрывается.

Цирк у Александринского театра переходит во владения полковника Новосильцева В.Н., мецената, который приобрел этот цирк в 1856 году для своей супруги - наездницы Лоры Бассен. Здание цирка было немного обновлено, но просуществовал он совсем недолго и был закрыт в 1867 году.

В 1866 году - открывается деревянный цирк Карла Гинне на Воздвиженке, в котором выступал прославленный дрессировщик и наездник Альберт Саламонский. Чуть позже Саламонский и сам, вернувшись с гастролей, начинает в 1880 году строительство каменного здания нового цирка на Цветном бульваре - месте, где с давних пор работали московские балаганы.

Ну а в 1873 году появляется первый цирк, на котором гордо красуется русская фамилия - Никитины. Братья Дмитрий, Петр и Аким были сыновьями профессионального шарманщика. С ранних лет братья познали все радости и трудности жизни уличных артистов: вместе со своим отцом они работали под открытым небом. Так что в некотором роде их судьба и профессия были предопределены с детства. Старший брат Дмитрий пел и плясал, средний Петр показывал номера эквилибристики и демонстрировал поднятие тяжестей, а младший Аким - был клоуном. Они поступают на службу в передвижной цирк шапито под руководством Беранека. Скопив достаточно средств, выкупают все цирковое имущество и с энтузиазмом берутся за собственное дело. Они открывают первый цирк в Пензе, потом и во многих других городах России. Активно гастролируют и имеют успех у публики. В 1886 году Никитины приезжают в Москву и делают попытку завоевать этот город. Они покупают пустое круглое здание на Цветном бульваре точно по соседству с цирком Саламонского. И снова начинается борьба между двумя цирками, на этот раз в  Москве.

В это время в 1869 году Карл Гинне, уже работающий в России, приглашает сюда Гаэтано Чинизелли, мужа своей сестры Вильгельмины - наездницы и артистки. Гаэтано приезжает со всей своей семьей - женой, дочерьми, сыновьями и невесткой. Все они являются прекрасными наездниками и дрессировщиками. Чинизелли берет управление цирком в свои руки. Предприимчивый итальянец приобретает участок земли и начинает строить новый каменный цирк, открывшийся в 1877 году. Цирк Чинизелли был ориентирован на аристократию и знать, даже конюшни, в которые был открыт доступ зрителям, застелили красными коврами и поставили аквариумы с рыбками. Программки выступлений для именитых зрителей печатались на шелке на русском и французском языках. Частыми посетителями цирка были поэты А.Куприн и А.Блок, которые особо любили борьбу.

 Долгое время цирк Чинизелли было синонимом слова “цирк” вообще и считался эталоном и образцом для подражания. Очень многое “впервые” на арене цирка и в истории циркового искусства случилось именно в цирке Гаэтано Чинизелли.

Здесь выступал знаменитый наездник Джеймс Филлис, написавший книгу "Основы выездки и езды". Позднее эта книга была принята в качестве учебного пособия в Красной Армии.

 В цирке Чинизелли впервые выступила эквилибристка на слабо натянутой проволоке, а не на канате, как было принято до этого. Оцеана Ренц, “дочь воздуха”, как было написано на афише, была поистине выдающейся эквилибристкой того времени.

Здание этого цирка по сути было первым зданием, которое построили с учетом специфики цирковых программ. В 1892 году цирк Чинизелли впервые в России показывает водную пантомиму, в 1894 году - здесь проходит первый чемпионат по французской борьбе, а в 1904 году - первый в России международный чемпионат по борьбе. В 1918 году цирк Гаэтано Чинизелли был национализирован. Здание цирка живо и поныне, хотя и капитально реконструировано: сейчас это Большой Санкт-Петербургский государственный цирк.

Но с появлением Никитиных популярность и цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге, и цирка Саламонского в Москве несколько ослабевает. Роскошь и помпезность, “избранность” зрителей далека от народа, публика уже насмотрелась и “наелась”. Тогда как цирк Никитиных более прост, демократичен и близок людям. Вся Москва потоком хлынула к Никитиным. Чтобы устранить конкурентов, Саламонский предпринимает попытку откупиться и платит братьям 35000 рублей за то, чтобы они уехали из Москвы. В эту сумму входит и стоимость самого здания цирка. Братья уезжают, но через год появляются снова - в здании на Воздвиженке. Однако вскоре они снова покидают Москву и начинают работать в провинции, гастролируя по одним и тем же городам из сезона в сезон, по пути строя все новые и новые цирки.  Популярность их не ослабевает, и в 1896 именно цирк Никитиных приглашают выступить на народных гуляниях по случаю коронации Николая II. В 1911 году Никитины все-таки строят каменное здание своего цирка на Триумфальной площади, большое и фундаментальное, с вращающимся и поднимающимся манежем. До национализации цирков в стране им управляют представители династии Никитиных.

Как и во многих других цирках, в цирке Никитиных появляются и навсегда запечатлеваются в истории знаменитые фамилии цирковых деятелей и артистов. Так, именно здесь выступал известный силач Иван Поддубный, знаменитые родоначальники московского зверинца и основатели цирковой династии Владимир и Анатолий Дуровы, клоун и акробат Виталий Лазаренко и другие.

В это время цирки принадлежали частным хозяевам - людям, зачастую далеким от искусства вообще, режиссеров не было. Процветание и возможность содержать цирк полностью зависели от мастерства и способностей артистов - сумеют ли они своим талантом покорить публику. Возможно, отчасти именно этим и объясняется столь высокий уровень развития циркового искусства в этот период.

Технический прогресс и индустриальное развитие привело к тому, что интерес к конным номерам, в течение долгого времени составляющих большую часть цирковых выступлений, угасает. Повсеместно начинают активно использоваться достижения науки и техники. У цирков появляются новые могущественные конкуренты: мюзиклы, кино и телевидение. И некогда самому популярному виду развлечений приходится приспосабливаться к новым условиям. Проявляется это в появлении большого числа передвижных цирков.

В попытках разнообразить программу выступлений и привлечь публику в самом начале XX века в цирках демонстрируются номера с элементами стриптиза. Артистка выходит на сцену при полном параде, а потом, повиснув на трапеции, начинает снимать с себя элементы одежды. Но поскольку цирк был все-таки семейным заведением, эти номера довольно скоро исчезли из репертуара.

С XX века начинается активное сотрудничество между российскими и китайскими мастерами циркового искусства, и это естественным образом вносит изменения в трюковые составляющие номеров. Существуют данные о том, что в 1902-1903 году в России держали цирк два брата-китайца  - Сун Ю-Кун и Сун Фу Ю, а учениками у них были русские дети. Среди представителей китайских мастеров немало и прославленных цирковых фамилий: Си Ули, Ван Юли. Их ученики и последователи до сих пор выступают в нашей стране. Многие элементы эквилибристики (например, балансирование на портах и лестницах), жонглирование тарелками, большими вазами, различные фокусы, основанные исключительно на ловкости рук и совершенным владением телом, пришли в Европу из восточных стран и до сих пор популярны в современном цирке.

 Несмотря на популярность цирков в стране, жизнь артистов была достаточно нелегкой. Обучение начиналось с раннего детства и зачастую сопровождалось побоями. С восьми лет дети начинали выступать на сцене. Жалованье артистов зависело от общих сборов и доходности цирка и платилось нерегулярно. К концу 19 века в России возникает великое множество различных агентств, которые за проценты от прибыли организовывают артистам ангажементы. В связи с революционными событиями 1905 года встает вопрос о создании некоей единой организации, защищающей права цирковых артистов. В процессе войны возникает несколько артистических объединений: РОАВЭЦ, САЦ, Дом цирка, Секция цирка и другие, призванные освещать и решать проблемы циркового искусства.

26 августа 1919 года Ленин объявляет всенародный декрет о национализации всех театров и зрелищ - и цирки объявляются национальным имуществом. Цирк Саламонского и цирк Никитиных в Москве переименовываются в Первый и Второй Московский государственный цирк и начинается новая ветвь развития: история теперь уже советского цирка.

В 20-30 годы появляется много новых номеров и имен (клоун Карандаш, гимнасты Волгины, канатоходцы Свирины), советский цирк приобретает свой узнаваемый “почерк”. В 1925 году начинает выходить первый советский цирковой журнал «Цирк», в 1926 году открывается мастерская циркового искусства - МАЦИС, в 1927 году - училище циркового искусства.

В годы Великой Отечественной войны многие артисты цирка и труппы добровольцами выступают на линии фронта, в госпиталях и на вокзалах перед отправками эшелонов. Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии. В июне 1942 в действующие военные части выехала команда клоуна Карандаша, а в августе — клоуна Вяткина, выступающая на линиях фронта в течение 3 лет. Они дали более полутора тысяч концертов. Именно в это тяжелейшее время выдержка и стальной характер артистов, столь необходимые для достижения высокого уровня мастерства в цирковом искусстве, помогают поддерживать дух бойцов. После окончания войны клоуны продолжают выступления в воинских частях и возвращаются в Москву только в августе сорок пятого года. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки. В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Циркам был нанесен огромный урон: артисты уходили на фронт, распадались труппы и “пропадали” номера, погибло величайшее количество дрессированных животных. Были разрушены здания цирков. Но в послевоенные годы цирк снова начинает переживать подъем: “язык” этого искусства понятен любому человеку из любой страны мира. И после всех ужасов пережитой войны люди как никогда нуждаются в ярких и эффектных зрелищах. В 1946 году для подготовки новых цирковых номеров организована Центральная студия циркового искусства (ЦСЦИ). Артисты советских цирков принимают участие в международных конкурсах и их мастерство высоко ценится. Многие имена цирковых династий, прозвучавшие впервые почти столетие назад, снова громко произносятся на мировой арене и приносят нашим артистам всемирную славу и известность: загадка 20 века фокусник Э.Т.Кио, знаменитые дрессировщики Дуровы, медвежий цирк Филатова, укротительница тигров И. Бугримова, потрясающие клоуны Карандаш (Румянцев М.Н.) и продолжившие его дело Ю.Никулин, Л. Енгибаров, О. Попов и другие. Наши артисты неоднократно удостаивались высшей награды циркового искусства - Гран-При “Золотой клоун” международного фестиваля в Монте-Карло.

В 1957 году на базе главного Управления цирками создается Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», которое должно было обеспечивать деятельность цирков, отвечать за постановочную работу стационарных цирков и цирковых коллективов, проводить подготовку и переподготовку артистов различных жанров.После развала СССР «Союзгосцирк» был преобразован в Государственную компанию «Российский цирк» (Росгосцирк). В ее ведение перешли все цирковые предприятия на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (который с 1997 года стал именоваться Цирком Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка. В организации задействовано более 3000 человек и 3000 животных 140 видов, принимающих участие в создание более 800 номеров. Будущих артистов цирка готовят в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н.Румянцева (того самого клоуна Карандаша). В 1993 году начинает работу Академия циркового искусства - филиал Всемирной академии цирка, базирующейся в Париже. Главная задача этой организации - анализ проблем истории и теории цирка.

После перестройки российский цирк столкнулся с рядом проблем, обусловленных политической и культурной составляющей этого периода. Многие цирковые коллективы прекращали свою деятельность, цирки закрывались.

Но несмотря на многие трудности и проблемы, российский цирк продолжает развиваться, открывать все новые и новые таланты и с удовольствием демонстрировать публике их разнообразные грани. И дело не только в том, что людская тяга к зрелищам никогда не исчезнет и будет существовать всегда как к явлениям народной жизни и культуры.

Но и в том, что цирк во все времена был чистой концентрацией точности, упорства, характера, мастерства и таланта, и олицетворением того, как высоко можно взлететь и как реальна может оказаться мечта.