ИСТОРИЯ РУССКОГО ЦИРКА Часть 1

blog-image

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЦИРКА Часть 1

История цирка и возникновения циркового искусства сложна и многогранна и уходит корнями в далекое прошлое. О многом сегодня приходится только догадываться, но доподлинно известно одно: с самых давних времен пользовались невероятной любовью артисты, демонстрирующие возможности человеческого тела, победу невозможного над обыденным и веру в мечту, побеждающую реалии жизни.

В процессе развития цирковое искусство встречало на своем пути немало трудностей, но и сегодня осталось одним из любимых и популярных зрелищных развлечений у самой разнообразной публики. Цирки и тогда, и сегодня пользуются огромной популярностью и в Европе, и в Америке, и в Китае. И, конечно, в России. Сегодня мы поговорим о том, как же развивался цирк в нашей стране. Заглянем за “кулисы истории” нашего российского цирка…

Потребность в развлечениях и “отвлеченности” от однообразия каждодневных будней существовала всегда. И отчасти именно на этой потребности и основано появление различного рода игрищ, с которых и началось развитие театрального и циркового искусства. Корни этих зрелищных искусств похожи и только в ходе истории они разделились и превратились в два разных направления. А зарождалось все с единого: уклада жизни и своеобразных ритуалов, вносивших разнообразие в жизнь людей. Различные танцы, пение песен, хороводы, спортивные упражнения и состязания, которые устраивались в честь языческих праздников и обрядов - все это было игрищами и зачатками циркового искусства.

Испокон веков на Руси существовали бродячие артисты, скоморохи и комедианты, которые в своих выступлениях высмеивали те или иные пороки человечества в целом и власть имущих в частности. Ярмарочные гуляния славились не только разнообразием товаров и широтой празднества, но и были любимы публикой за неизменные представления скоморохов и яркие балаганы.

До нас дошли отголоски возникновения циркового искусства на Руси: на одной из фресок Софийского собора в Киеве историки обнаружили довольно подробное изображение соревнований лошадей, эквилибристов и кулачных боев. И это говорит о том, что уже в 11 веке дело бродячих артистов процветало и имело успех. Несмотря на все тяготы бродячей жизни, балаганы и скоморошничество развивались и пользовались популярностью. Само слово “балаган” произошло от персидского слова “балахане”, означавшего “балкон”,  “комната” и изначально так называли легкие постройки, создаваемые для торговли на ярмарках. Позднее “балаганами” стали сооружения для временного комфорта бродячей труппы и в итоге это название прочно закрепилось непосредственно за выступлениями бродячих артистов.

Представления балаганов были самыми разноплановыми: здесь можно было встретить и дрессированных зверей, и рукопашные бои, и сатирические сценки, а также танцоров, жонглеров и акробатов. Скоморохи были актерами и лицедеями, клоунами и фокусниками.  Именно с балаганов начинали когда-то свой путь представители таких известных цирковых династий как Дуровы, Никитины и другие. Представления бродячих артистов пользовались популярностью не только у простого народа, но и у царских особ. Известно, что скоморохи “официально” были включены в состав “Потешного чулана” при царском дворе для показа представлений на различных мероприятиях, а в 1619 году прямо ко двору царя Михаила Федоровича был приглашен один из бродячих артистов - уроженец Рязани Григорий Иванов с дрессированным львом. В 1613 году “Потешный чулан” был преобразован в Потешную палату и появилось первое здание для проведения представлений.

XV-XVI века были золотым временем для скоморошничества и балаганных артистов. Многие знатные бояре и князья держали на службе скоморохов, которые развлекали публику ношением бревен в зубах, прыжками, различными комическими сценками и дрессированными животными. Но в 1648 году особым царским указом скоморохи были объявлены в немилость и на них начались настоящие гонения: у них изымали музыкальные инструменты и другую атрибутику и сжигали их, обвиняли в колдовстве и связи с темными силами. И церковь, и государь на фоне народных бунтов и восстаний пытались подавить народное волнение путем уничтожения тех, кто неизменно был на стороне народа. Под давлением сверху скоморошничество не исчезло навсегда, но приняло другие формы и видоизменилось. Трудно не оценить вклад скоморошничества и балаганов в развитие циркового искусства - именно они олицетворяли собой стремление простого человека к чему-то необычному, к сильному и светлому, и были естественным проявлением творческой сути народа без религиозного умысла и принуждения извне.

 Но светская жизнь не могла обходиться без утех и развлечений, а потому интерес сильных мира сего к различного рода зрелищам и представлениям не угасал.

При Петре 1 в России эта самая светская жизнь начинает активно развиваться по образу и подобию европейских стран. Помимо никуда не исчезнувших бродячих артистов, появляются и “официальные” придворные формы искусства: богатые и обеспеченные люди регулярно устраивают различные представления и строят помещения для этих представлений. Например, манеж графа Заводского и помещение на Крестовском острове для конных выступлений. Царь организует кунсткамеры и интерес людей к тем, кто необычен и отличается от остальных хотя бы внешне, сильно возрастает. Среди знати и богатых людей появляется мода держать при своем дворе карликов и темнокожих. Все больше и больше восторженной публики собирают уличные балаганы со своими яркими и самобытными выступлениями акробатов, жонглеров, фокусников и гимнастов. В представлениях балаганов появляются такие номера как демонстрация бородатых женщин и людей с различными физическими уродствами.

Благодаря политике Петра 1 в Россию приезжает большое число иностранных артистов с гастролями. В то время в Европе активно развиваются школы верховой езды, а потому и у нас программа представления непременно включает в себя или состоит из комплекса акробатических упражнений на лошадях. Но по-прежнему пользуются неизменной популярностью жонглеры, силачи, акробаты, а также чревовещатели и глотатели огня.

Цирковое искусство продолжает активно развиваться и в постпетровское время. Императрица Анна Иоановна благоволила к цирку, и поставила это развлечение на поток: со всего мира набирали артистов для участия в регулярно устраиваемых при дворе празднествах и гуляниях, а в Летнем саду демонстрировали за деньги свои умения голландские эквилибристы.

В 1773 году в Европе появляется цирк Филиппа Астлея, передвижные и стационарные цирки начинают возникать повсеместно. При Александре I в России продолжается развитие циркового искусства и обмен опытом с иностранными коллегами.

На время правления Николая I приходится время дальнейшего развития и расцвета цирка. Императора привлекали театральность и зрелищность выступлений, он питал слабость к сцене и конным представлениям. Николай был прекрасным наездником и спортсменом. В это время в стране существует угроза народных восстаний, и действует цензура. Правительство пытается отвлечь внимание народа от политических моментов и активно участвует в организации зрелищных представлений. Покровительство высокопоставленных особ и их помощь привлекает в Россию большое число иностранных артистов. Пристальное внимание император уделяет конным номерам и мастерству выездки. Основным жанром становятся военно-патриотические спектакли или пантомимы. Николай нередко сам руководит процессом репетиций, показывает артистам и балеринам как правильно держать оружие.Самой известной пантомимой в то время была “Блокада Ахты”, посвященная Кавказской войне. 

В 1825 году В Россию приезжает на гастроли труппа Жака Турниера (Jacque Tourniare). Ученик Астлея, талантливый артист и организатор, он создает свою собственную труппу и гастролирует с ней по Европе. Прибыв в Россию, он дает представления, пользующиеся успехом у публики и начинает хлопотать о строительстве стационарного цирка. Ему идут навстречу и в 1827 году в Санкт-Петербурге появляется деревянное здание цирка Турниера. В программу выступления включены выступления группы канатоходцев Киарини, а также демонстрировалось мастерство клоунов, акробатов и выездки. Этот цирк был впоследствии приобретен Дирекцией императорских театров и стал называться “Императорский театр-цирк у Симеоновского моста”. В нем давались не только цирковые, но и театральные представления. В 1842 году цирк обветшал и был снесен.

Наступает эпоха романтизма и это как нельзя лучше способствует расцвету и развитию циркового искусства: как никогда сильным становится стремление уйти от действительности и обыденности, вера в мечту и высокие идеалы.

Все новые и новые артисты и труппы приезжают в Россию и завоевывают признание публики, повсеместно открываются новые цирки. В 1843 году в город на Неве прибывает известный талантливый импресарио и цирковой артист Луи Сулье. Добившись известности и став директором Венского гимнастического цирка в довольно молодом возрасте, Сулье понимает, что именно организация гастролей цирковых артистов сулит ему большие возможности и большую прибыль, и начинает активно заниматься этим вопросом. Луи объездил довольно много стран, но ценил Россию за большие возможности для организации гастролей. Прибыв в Санкт-Петербург, Сулье строит огромный амфитеатр на 15 000 зрителей. Труппа Сулье отличалась большим числом артистов (до 60 человек) и яркими красочными костюмами. В 1847 году Сулье добавляет к своим “заслугам” постройку цирка в Москве на Лубянской площади.

Также в Москве работает и цирк Карла Бергамеско, более скромный, но не менее любимый публикой. В программе представления значатся канатоходцы, прыжки через острые сабли, акробатические и силовые номера, выступления прекрасных наездниц и жонглеров.

Но самым популярным и любимым становится цирк Александра Гверры, который, как и многие цирковые знаменитости того времени, прибыл в 1845 году на гастроли в Санкт-Петербург. Он строит деревянный цирк и первым дает зрителям возможность заглянуть за кулисы манежа: разрешает им прогуливаться в конюшни. Труппа Гверры отличается изящными и красивыми наездницами и это тоже добавляет славы и популярности его цирку. В нем выступали известные гимнасты на трапеции отец и сын Прайс, а также грациозная наездница Каролина Лайон, чьим мастерством и изяществом восхищался И.С. Тургенев. Также здесь можно было увидеть выступления клоунов и пантомимы. Программа представлений отличалась роскошными костюмами, обилием номеров с лошадьми и была похожа на грандиозную театральную постановку. 

Немного позже - в 1846 - в Россию прибывает труппа Жака Лежара - соотечественника Александра Гверры. В составе труппы значится Поль Кюзан - его зять, талантливый музыкант, режиссер, дрессировщик животных и наездник. Кюзану еще предстоит сыграть свою роль в истории русского цирка, а пока он помогает Лежару организовывать представления. Им двоим - Лежару и Кюзану - удается получить место под строительство нового цирка и, что интересно, в том самом месте, в котором ранее было отказано Александру! 10 октября 1846 года в новом цирке у Александринского театра дается первое представление. Программа Лежара хотя и была скромнее, но сама обстановка цирка отличалась помпезностью и роскошью, в некотором роде воссоздавая атмосферу времен Людовика 14. Несмотря на то, что программа, как и у конкурентов, была представлена в основном номерами с лошадьми, Кюзан делал их намного ярче и интереснее: он придумывал музыку и до мелочей продумывал сюжет. Каждое отдельное выступление имело связь с другим и в целом это был не просто набор разноплановых представлений, а некое единое действо, имеющее начало, кульминацию и развязку. Кончено, все это нашло отклик у благодарной публики. Между цирками началась жестокая конкуренция за внимание зрителей, еще никогда в городе на Неве не было таких виртуозных и ярких представлений.

В итоге обе соперничающие стороны выкупила Дирекция императорских цирков, решив самостоятельно вести дело. Труппа Гверры уехала в Москву, здание цирка снесли, а все представления шли в цирке Лежара. Он стал именоваться цирком императорской театральной дирекции, а талантливый Поль Кюзан был назначен его режиссером. В репертуаре цирка были представлены конные номера, жонглеры, клоуны, выступления наездников и наездниц с прыжками через барьеры, обручи, бочки и тоннели. На том месте, где находится сейчас Мариинская площадь и где был цирк Гверры, в 1849 году возводят Императорский театр-цирк, в котором было даже специальное отделение для подготовки сотрудников цирка. К сожалению, в  1859 году цирк сгорел и на его месте довольно быстро построили Мариинский театр (сегодня Государственный академический театр оперы и балет им. Кирова).